Мы привыкли делить всю парфюмерию на мужскую и женскую, инь и янь, но эта классификация не является верной. 20 лет назад, в 1994 году, миру был представлен первый универсальный аромат, парфюм-унисекс CK One от Сalvin Klein. Сегодня, этот аромат является наиболее продаваемым, причиной чему является его сдвоенная аудитория. Было проведено маркетологическое исследование, согласно которому, каждую минуту в мире продается 20 флаконов CK One.
Однако, несмотря на такой, казалось бы, прорыв в мире парфюмерии в 90-х годах, идея универсального аромата возникла гораздо раньше. Возникла, а также была успешно воплощена в жизнь. Предком всех парфюмов унисекс стала знаменитая Кельнская вода 4711 (Kölnisch Wasser) – одеколон, увидевший свет в 1972 году. Этот одеколон существует по сей день, и хотя рецептура его перенесла значительные изменения, общий настрой был сохранен. Изначально, его даже принимали внутрь, но в 1810 году был издан указ, согласно которому составы всех медицинских препаратов должны придаться огласке.
Но господин Мюленс, владелец торгового дома, которому принадлежал одеколон, нашел лазейку, с помощью которой обошел указ и оставил рецепт в секрете. Он начал позиционировать одеколон исключительно как парфюмерное изделие, отказавшись от его медицинской функции. Изначально, аромат был классифицирован как мужской, но в первой половине 20-х годов двадцатого века появился рекламный плакат, где в мужской парфюм была «одета» элегантная женщина, выделившаяся из общей массы слабого пола. Поднялся большой скандал и плакат был запрещен. Именно тогда зародилась идея парфюма унисекс, однако публика была все еще не готова к ее принятию.
В 60-х и 70-х годах, количество преград на пути универсального парфюма к своему заслуженному пьедесталу, стало стремительно сокращаться. Это было время сексуальной революции, формирования культуры нового века и зарождения феминизма. В этот период сформировался новый тип женщины, а именно – бизнес-леди. Активная, независимая, уверенная в себе и равная мужчинам по правам и обязанностям. Ей не пристало носить нежные ароматы. Рынок парфюмерии сразу же подхватил идею. На передовую выходят воинственные, яркие и кричащие о своей независимости запахи. Появляются такие парфюмы как Rive Gauche (YSL) и Diorella(Dior), именно они дают наиболее точное представление о парфюмерных тенденциях того времени.
Некоторое время спустя, запал феминисток немного поостыл. Они начали переосмысливать свои жизненные приоритеты и идеалы. Идея равенства между мужчиной и женщиной по-прежнему оставалась на первом месте, однако пережила определенные метаморфозы. Теперь прекрасная половина стремится к стабильности в браке. У мужчин и женщин появляются общие интересы, для женщин уже нет запретов, нет указаний, что ей позволено делать, а что нет. В этот период в парфюмерии обозначилась тенденция давать одинаковые названия как мужским, так и женским ароматам. К примеру, Marbert Man и Marbert Woman (Marbert), Cerruti pour Homme и Cerruti pour Femme (Cerutti). Эти ароматы позиционировались как семейные и были созданы с ориентацией на семейные пары.
И именно в это время формируется «унисекс» как стиль. Взрывные 80-е годы, популяризация рока, формирование социальных групп с одинаковыми вкусами, правами, а соответственно и предпочтениями в одежде. Теперь порой уже сложно понять парень это или девушка, опираясь исключительно на одежду. К концу 80-х появляются первые разработки универсальных духов, но ни один из ароматов не смог завоевать звание аромата эпохи. Эта цель была достигнута только в 90-х. Манифест унисекса как стиля был найден - CK One от Calvin Klein.
|