Представим себе далекий остров Святой Елены, на котором томится в ссылке Наполеон I Бонапарт. Находясь в довольно уединенном месте, где единственным окружением были эвкалипты, кипарисы и пихты, опальный император по-прежнему уделял немало вниманию своему внешнему виду. Согласно некоторым историческим источникам, Бонапарт расходовал до 12 флаконов Кельнской воды в день. Большая часть, конечно же, шла на потребности души, а не тела, но всё же неизменным остается тот факт, что в один прекрасны день, Наполеон столкнулся с фактом истощения своих ароматных запасов. Кто знает, как сложилась бы история парфюмерии, если бы утомленный солнцем Наполеон не придумал свой собственный ароматический состав, в дальнейшем послуживший ему заменой знаменитой Кельнской воды. Свое творение, приготовленное на основе спирта с добавлением бергамотового масла (ничего лишнего), он прозвал «eau de toilette» - та самая туалетная вода, которой мы сейчас активно пользуемся.
Конечно же, ароматическое вещество подобное наполеоновской туалетной воде начали использовать гораздо раньше, а именно в Древнем Египте. Одна легенда даже говорит о том, что Клеопатра получила власть над Марком Антонием с помощью особого аромата. В этом же составе царица приказывала замачивать паруса своего корабля, на котором она плыла по Нилу. Жители Древнего Египта, мирно трудившиеся на берегу реки и наблюдавшие ее водное шествие, а также вдыхавшие волшебный аромат, считали, что на землю снизошла богиня.
А вот в античных амфитеатрах, ароматическим составом пропитывали навесы, а в дни особых торжеств, розовую воду добавляли в фонтаны. Во время пиров у царя Нерона, брызги духов летели из особых серебреных труб, а над гостями летали голуби, чьи крылья также были надушены. Однажды, от такого изобилия благовоний, с одним из гостей приключился приступ удушья. Конец ароматическим мучениям был положен уже в двенадцатом веке, когда арабы изобрели дистилляцию спирта, и производство парфюмерии обрело тот вид, в котором оно находится на сегодняшний день.
Но, это только предыстория, которая послужила фундаментом для выхода туалетной воды в мир. А вот первые исторические случаи датируются четырнадцатым веком, при правлении королевы Елизаветы. Будучи уже в семидесятилетнем возрасте, правительница придумала туалетную воду (естественно, так ее тогда не называли) на основе розмарина. С началом применения этой воды ее слабое здоровье настолько окрепло, что она получила предложение от польского короля.
А вот французский король Луи XIV, родившийся и правивший уже в 17-м веке, душил свои рубахи так называемой «небесной водой», в состав которой входили алоэ, цветок апельсина, мускус, специи и розовая вода. Елизавета I предпочитала туалетную воду на основе фиалок, а нидерландская королева Вильгельмина (жившая уже в 20-м веке) просто-таки обливалась подобным составом, расходуя по флакону в день (в отличие от Наполеона, принимала только наружно).
На сегодняшний день нормы касательно туалетной воды уже полностью укрепились: 80-90% спирт и ароматический состав, в который входит от 4 до 10 % эфирных масел. За счет своей слабой концентрации туалетная вода долго воспринималась просто как эконом-вариант духов, просто, дешево и не особо качественно. Но в 1920 году компания Guerlain опровергнула этот стереотип. После выхода в свет аромата Eau de Fleurs de Cedrat, туалетную воду начали воспринимать скорее как ненавязчивый и утонченный парфюм, а не просто разбавленные духи.
Туалетная вода также смогла стать культовой. Это произошло в Америке – во время 3-х летней депрессии стране было не до парфюмерии, однако по ее окончанию интерес к ароматам восстал фениксом из пепла и, отвечая предложением на спрос, английский бренд Floris выпустил туалетные воды English Violet и Red Rose.
Послевоенным прорывом стали также и цветочные ароматы Vent Vert от Pierre Balmain, L'Air du Temps от Nina Ricci (и по сегодняшний день не теряет своих позиций) и Muse от Coty. Окончательно туалетная вода укрепила свое положение в обществе с выходом Eau Fraiche от Dior в 1953 году.
Туалетная вода и сегодня доказывает, что она не просто разбавленные духи, а самостоятельная композиция, ведь существует множество ароматов, которые выпускаются исключительно в формеeau de toilette. Интересным является и тот факт, что в случае, когда туалетная вода выпускается в дополнение к существующим духам, в ней зачастую меняют и некоторые компоненты композиции, которые обеспечивают ей поистине уникальное звучание.
|