Способы хранения различных жидкостей известны давно. Человек издревле был вынужден придумывать, как хранить воду, мед, молоко или вино. Для этого использовались различные материалы, такие, например, как кожа, глина, дерево, камень. Для хранения жидкостей, которые человек использовал в пищу или в домашнем хозяйстве, требовались сосуды большого размера. И, зачастую, было не очень важно, как выглядит тот или иной сосуд для хранения жидкости. Главное, чтобы он выполнял свою основную функцию – сохранял от порчи и испарения помещенные в него жидкости. Совсем другое дело, когда у древних людей появилась потребность в хранении парфюмерных масел или ароматических жидкостей.
Использование человеком парфюмерии известно с древнейших времен. При чем, эта тенденция прослеживается на всех континентах. Люди очень давно используют различные ароматические жидкости для создания приятной атмосферы в своем жилище, для создания приятного аромата от одежды, а также для того чтобы украсить запах человеческого тела. С появлением первых ароматических жидкостей, естественно, стал вопрос об их длительном хранении и удобстве использования.
Исследования исторических источников показывают, что создание и эволюция парфюмерного флакона (или по-другому, флакона для духов) представляет собой отдельный пласт человеческой культуры и истории.
Например, известно, что древние люди на разных континентах использовали кости и зубы животных для хранения ароматических жидкостей. Для таких целей хорошо подходили зубы бегемотов и слонов. Технология изготовления такого флакона или сосуда для хранения была следующей: в кости или в зубе животного проделывали отверстие, глубиной примерно от 3-х до 5-ти сантиметров, верх флакона обматывали кожей. Кожа служила элементом, который закрывал флакон и не давал жидкости улетучиться.
Сосуды такого рода были обнаружены при раскопках могильников в северной Африке и на юге Индии. Первоначально археологи предполагали, что обнаруженные ими предметы использовались в виде пробок для других сосудов, но потом выяснилось, что основное назначение этих предметов это хранение парфюмерных жидкостей и именно для этого они использовались в древности.
При раскопках на арамейской полуострове, а именно на месте, где располагалась древняя Иудея, были обнаружены очень интересные сосуды (флаконы) для парфюмерии, выполненные из рогов диких и домашних животных. Эти флаконы для древних духов были украшены резьбой, оплетены кожей и, судя по всему, могли очень долго хранить в себе желанный аромат.
Известно также, что древние славянские племена использовали для хранения парфюмерных масел и ароматических жидкостей сосуды, выполненные из плотно дубленой кожи. Для этого использовалась кожа рогатых и вьючных животных. Кожа подвергалась обработке специальным составом (вытяжка из внутренностей животного), который делал кожу пригодной для хранения парфюмерных жидкостей и отдушек.
Также славянские племена использовали камень и дерево для создания парфюмерных флаконов. Так, например, широко распространены были височные украшения для девушек, которые крепились к головному убору. В украшения такого рода вставлялись специальные деревянные сосуды с ароматическими жидкостями. Когда девушка двигалась или танцевала, украшения раскачивались, и вокруг девушки распространялся приятный аромат.
До некоторого момента, флаконы для духов (ароматических жидкостей, парфюмерных композиций) носили сугубо утилитарный характер. То есть, предназначались исключительно для хранения жидкости, и к форме флакона не предъявлялось никаких требований. Однако с развитием парфюмерного производства и появлением моды на ароматы, начинается постепенная эволюция парфюмерного флакона.
В средние века, во Франции, в Граасе, зарождается парфюмерная промышленность в том виде, в котором мы ее знаем сейчас. Средневековые парфюмеры начинают использовать опыт предыдущих поколений и стремятся создавать различные ароматы, которые могут удовлетворить любого человека. Парфюмерия, как промысел, начинает приобретать промышленные масштабы.
Соответственно, сразу встает вопрос о производстве флаконов для духов для различных парфюмерных мануфактур. К тому моменту истории, человечество уже отлично освоило производство стеклянной посуды и тары. И первые парфюмерные композиции в Граасе начинают разливать именно в стеклянные флакончики. И постепенно процесс производства флаконов для духов оформляется в отдельный промысел.
Стеклодувы начинают использовать самые передовые (на тот момент) технологии при производстве флаконов для парфюмерных композиций. Флакон становится уникальным продуктом сам по себе. Мануфактуры, производящие такие флаконы, начинают использовать лучшие сорта кожи, лучшие породы дерева, позолоту, тиснение серебром и украшение драгоценными камнями. Продукция такого рода производится массово и на заказ.
Флакон для духов, как предмет, становится уникален сам по себе. Ценители парфюмерии специально заказывают у фабрикантов флаконы для хранения своих парфюмерных коллекций. Флаконы того времени сейчас можно встретить на аукционах и в коллекциях знатоков.
Эта тенденция активно развивается и приобретает популярность по всему миру. В Европе, в каждой стране, есть своя известная стеклодувная мастерская по производству флаконов для духов. Парфюмерия постепенно становится продуктом массового потребления. К началу XIX века парфюмы продаются по всей Европе в специализированных магазинах, и все известные парфюмерные дома считают обязательным заказывать флаконы для своих парфюмов у именитых мастеров-стеклодувов.
В начале двадцатого века в производстве парфюмерных флаконов появляется новая тенденция, которая приобретает массовый характер. Постепенно парфюмеры начинают задумываться о том, что и сам флакон и его содержимое должны представлять из себя единое целое. Парфюмерные компании начинают создавать целые парфюмерные произведения искусства, которые несут в себе какую-то идею и этой идее подчинены и сам аромат, и парфюмерный флакон, в который он помещен и упаковка духов. Одним из первых воплотил эту идею в жизнь, основатель парфюмерной торговой марки «Карон» Эрнест Далтрофф. Он начал проводит эксперименты с различной формой флакона, а для упаковки стал использовать различные материалы: кожу, ткани, дерево и дорогую упаковочную бумагу. Во многом благодаря ему, парфюмерные композиции начали становиться целыми произведениями искусства.
В настоящее время парфюмеры и дизайнеры создают такие парфюмерные композиции, которые способны поразить своей красотой и гармоничностью любого человека. Так, например, модельер Жан Поль Готье производит два типа ароматов: для мужчин и женщин. Женские ароматы помещены во флакон по форме напоминающий женскую фигуру. Мужские ароматы, наоборот, помещены в сосуд, по форме напоминающий мужской торс. При этом флаконы помещены в коробку цилиндрической формы, напоминающей коробку из под детского печенья или консервную банку.
Ароматы серии Rocabar, от известной компании «Hermes» помещены в шерстяную ткань с клетчатым узором (аналогия с теплым пледом), упакованы в коричневую оберточную бумагу и обвязаны по кругу тонкой кожаной лентой.
Парфюмерный флакон сегодня - это отличный предмет дизайна, роскоши, который может быть хорош сам по себе.
|